Забытая история – Московский Музей такси

 

Московский музей такси -19 таксопарк

Такси в музее

Музей такси был открыт более четверти века назад в Москве. Тогда власти нашли средства на оборудование всего выставочного зала и на реставрацию лишь нескольких автомобилей, которые хранились в таксопарках столицы. Музей начал свое существование в самом современном на то время 19-ом таксопарке в Кузьминках. На пятом этаже этого гаража был подготовлен зал, где можно было одновременно показывать больше 20 экспонатов. Руководство Мосавтолегтранса приурочило открытие выставки к юбилею такси. Эта организация также предоставило для музея ряд уникальных машин, уже давно снятых с производства: РАФ-977ДМ, «Волга» ГАЗ-21Т, «Победа» ГАЗ-20, ЗИМ ГАЗ-12.

 

победа ГАЗ 20

победа ГАЗ 20

Образец такси, разработанного в качестве эксперимента, было подарено институтом ВНИИТЭ. Ряд автомобилей, выставленных в музее в то время, еще можно было встретить на дорогах, но использовались они уже в качестве обычных легковых машин. Немного позднее в экспозиции Музея выставили и современные такси «Волги» ГАЗ-24-01, ГАЗ-24-04, еще маршрутка РАФ-22032 и авто таксистов-победителей в спортивных соревнованиях.

Красочно оформленные стенды музея рассказывали историю создания службы такси, о ее прошлом, настоящем и о планах, которые осуществятся в будущем. Любой желающий мог здесь узнать о буднях московского такси, успехах коллектива работников парков, их достижениях в освоении новой техники. Большое внимание уделялось повышению безопасности движения на дорогах, культуре обслуживания пассажиров и совершенствованию профессиональных навыков сотрудников.

Посетить музей можно было в составе экскурсионных групп школьников, автомобильных кружков, техникумов, ПТУ, учебных комбинатов, различных предприятий, также иногородних и зарубежных делегаций. Часто автомобили музея предоставлялись для торжественных мероприятий и съемок в фильмах.

В современное время, переходя от одного экспоната к другому, можно пролистать страницы отечественной автомобильной истории. До того момента, пока выпуск ГАЗ не был поставлен на поток, серьезно об отечественном такси никто не говорил. На первых такси, в память о родоначальнике службы автоизвоза, всегда была надпись «свободен». Но и эти первые машины Горьковского завода не особо приблизили популярность такси. Только с появлением серии «М» служба такси стала считаться доступным и массовым видом общественного транспорта.

 

Волга Газ 24-01

Волга Газ 24-01

Каждый таксопарк в то время вложил свою лепту в развитие музея такси, имея подшефного в качестве экспоната. Поэтому до недавнего времени все машины были на ходу, а участие их в празднике День работника автотранспорта было обязательным условием. Участие старых такси в съемках фильмах приносило определенный доход, благодаря которому машины содержались практически в идеальном состоянии.

Среди всех экспонатов музея наибольший интерес вызывают два маленьких автобуса. Только в этом месте можно увидеть известное «Такси-ВНИИТЭ», а также маршрутное такси «Старт-2». Эти машины являются ярким примером безуспешных попыток наладить производство специальных автомобилей-такси. Когда-то их создатели продемонстрировали разумность примененных и конструкторских, и технологических решений, но так и не смогли преодолеть гигантский бюрократический барьер автопрома того времени.

 

После разгрома московского муниципального такси музеем заниматься некому и незачем. Здесь время застыло давно и, наверно, навсегда. Практически с самого открытия экспозиции не было ни обновления, ни пополнения.

Чтобы посетить один из самых малоизвестных музеев столицы, необходимо заручиться разрешениями администрации таксопарка, затем преодолеть запутанные коридоры гаража, потом ждать, пока кто-нибудь откроет массивную дверь помещения.

Музей в своем настоящем состоянии практически обречен на забвение. Руководство парка не имеет возможности и желания заниматься сохранением экспонатов. Некоторые машины уже исчезли из экспозиции, а остальные далеки от идеального музейного состояния. То, что создавали годами силами сотен людей, постепенно гибнет.

В общем-то, в судьбе конкретного Музея такси, отражается незавидная судьба всех российских автомобильных, и остальных технических музеев в целом. Интересен и тот факт, что у самих таксистов тоже неоднозначное отношение к музею. Есть большое количество сторонников его ликвидации, так как он убыточен и бесперспективен. Но есть и люди, добровольно готовые принимать участие в возрождении и пополнении экспозиции. Следовательно, от того, кто одержит победу и зависит, увидят ли когда-нибудь будущие поколения историю такси «вживую».

 

Похожие статьи:

3 комментария к записи "Забытая история – Московский Музей такси"

  1. Олег:

    Частный московский музей такси, ранее функционирующий на базе автопарка №19, ныне работает дома у его основателя (а с недавних пор и владельца) Виталия Васильевича Клюева. Посетить музей может любой желающий, предварительно согласовав время своего визита.

    Экспозиция музея такси включает в себя множество уникальных документов из истории такси Москвы (в том числе и удостоверение первого российского таксиста), таксометры разных лет, а также форму водителей. Но гордостью выставки по праву считается автомобиль ГАЗ-21, выпущенный в 1969 году. Благодаря стараниям Виталия Клюева, машина находится просто в идеальнейшем техническом состоянии. И владелец никогда не отказывает желающим почувствовать себя пассажиром такси тех времён, когда «Волга» ежедневно колесила по дорогам столицы.

  2. Иван:

    Вспомнилось, Спиртовоз — — таксист, занимающийся спекуляцией спиртными напитками (криминальный, но очень выгодный в советское время бизнес; зачастую в водочные бутылки заливали воду или еще что,например разбавленный техн. спирт- денатурат,)
    А вот еще -Оттяжка, тягло, вожжи
    это специальный крючок, при помощи которого главный трос спидометра выводился из зацепления с ведущей шестерней, в результате чего спидометр и таксометр переставали считать километраж, а плата с пассажира взималась по договоренности в личный карман таксиста

  3. Водитель кобылы:

    А еще есть в Москве отличный музей ретро автомобилей, auto-retro-museum.ru ,
    Вот с их сайта — «Наш музей можно назвать машиной времени. Здесь вы можете погрузиться в атмосферу прошлого, в те далекие времена, когда автомобиль был невиданным новшеством, предметом роскоши и гордости. В залах музея можно преодолеть непреодолимое – стать повелителем времени, дотронутся до предметов прошлого, вспомнить давно ушедшее детство и мысленно унестись вдаль на красивом автомобиле детской мечты.

    Мы будем очень рады рассказать Вам об эволюции технической мысли, об удивительном процессе совершенствования автомобиля, в котором человек выступает как истинный ТВОРЕЦ. Вы поймете, как из огромного количества различных идей рождается истина, как действует законы естественного отбора в познании мира, как оправданные технические решения превращаются в классику автомобилестроения. »
    Аж слюни текут, хочется посмотреть. А детям там вообще раздолье, за уши не оттащишь, так думаю.

Оставьте комментарий

What is 22 + 15 ?
Please leave these two fields as-is:
Решите простую задачку, ответ впишите цифрами