Такси семидесятых: «выжать» любой ценой

gaz24
Такси ветеран на ходу

В парк, два счетчика !

Напрасно люди говорят, что в СССР не было секса и бизнеса: и того, и другого хватало в избытке. Ярчайший тому пример — такси: островок рыночного капитализма в социалистическом лагере. Сейчас принято считать, что в те времена водители работали исключительно «по счётчику», но это не совсем отвечает действительно. Старожилы отрасли вспоминают, что посадка стоила около 20 копеек, и столько же — километр пути. Однако «белая» зарплата составляла лишь часть заработка, опытные же таксисты могли рассчитывать на куда более солидные доходы. Кто-то не стесняясь просил с клиента больше денег, чем он проехал. Пользуясь случаем (например, остановка в позднее время зимой), водитель сразу просил «два счётчика». Чем ещё «промышляли» таксисты в семидесятых?

Водка в багажнике

В советское время магазины работали лишь до 23.00, а потом спиртное взять было просто негде. Поэтому предприимчивые водители возили несколько бутылок напитка в багажнике — на всякий случай. Так, многие клиенты, заказывая машину в ночное время, на самом деле не собирались никуда ехать. Они просто хотели «догнаться», чем и пользовались таксисты. Такую категорию водителей называли «спиртовозы», что очень точно отражает суть их работы. Наценка, как правило, составляла не менее ста процентов, а товар очень часто оказывался контрафкатным.

Передвижной ларёк

В годы тотальной нехватки товаров водители подрабатывали фарцовкой, то есть перепродажей предметов и ценностей. У них можно было купить, что угодно: скатерти, консервы, покрывала и даже бытовую технику. А вот бьющиеся предметы они возить избегали, потому что дороги что тогда, что сейчас к этому не располагали. Клиенту могли предложить любой товар, ведь спрос был!

Таксисты отлично знали все «горячие точки», то есть те места, где можно купить себе женщину лёгкого поведения — во временное пользование. Услуга такого подвоза, а также временной аренды авто, пользовалась большим спросом.

Драки за «жирные» точки

И всё же, основной доход водителя шёл с клиента, а где тогда находились самые хлебные места? Как и сейчас: возле гостиниц, аэропортов, рынков, вокзалов. Представителей этой касты называли «вокзалщики» и «аэродромщики». Завсегдатаи стоянок мебельных магазинов получили прозвище «холодильщиков». Здесь не любили чужих машин, а их обладатели за наглость вполне могли поплатиться выбитыми зубами или разбитыми фарами. В восьмидесятых таксистов уже вовсю начали крышевать, потому что столь прибыльный бизнес нельзя было пускать на самотёк. Тех же водителей из другого района, кто быстро брал «жирных» клиентов и уезжал, называли «щипачами» — по аналогии с воровской профессией.

«Чистый» криминал

Одна из печальных страниц в истории городского такси — это правонарушения «моторов», которые граничат с откровенной преступностью. Многие водители скупали краденое, а также были непрочь присвоить себе чужое имущество. Представители отрасли то и дело попадали в милицейские сводки, причём не в самом лучшем свете. Ну и, конечно, все водители грешили расхищением социалистической собственности. Они воровали бензин, ставили «вожжи» на счётчики: специальный рычажок, который останавливал его ход. Разумеется, многих привлекали к ответственности.

На каких машинах ездили таксисты семидесятых?

Машина «такси» всё время в пути, поэтому водителям требовались прочные, износостойкие автомобили. К несчастью, советский автопром не мог порадовать такой продукцией. Так, машины «Москвич» 407-й, 412-й и других моделей были признаны не самым подходящим решением из-за быстрого износа. Волга-24 («креветка») и 24-02 вели себя более предсказуемо, хотя и они требовали постоянных ремонтов. Однако именно они на какое-то время стали символом отрасли. Жёлтые и салатовые «волги» до сих пор ходят в странах постсоветского лагеря, но по большей части уже вышли из бизнеса. Высокий расход топлива, низкий комфорт, быстрый износ деталей — куда им угнаться за подержанными иномарками?

В конце 80-х годов в Москве было чуть более 16 тысяч машин «такси», но найти себе мотор было очень сложно. Быстрая инфляция превращала расценки, установленные государством, в пыль, поэтому водители ставили двойной и даже тройной счётчик для клиента. Это называлось обслужить за один (по номиналу), два или три прибора. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, идут именно из того времени. И всё же, забыть славную историю, бизнес и криминал невозможно: были в ней и позитивные моменты.

Похожие статьи:

Оставьте комментарий

What is 24 + 22 ?
Please leave these two fields as-is:
Решите простую задачку, ответ впишите цифрами